логотип Юридического института
{
Ярмарка профессий

Ярмарка профессий

Студенту: заявка на трудоуст-ройство, опрос, вакансии

Работодателю: добавление вакансий, сотрудничество

20
Сентября
Среда

Сегодня свой
день рождения празднует
Мурашкин Игорь Александрович
Коллектив института
от души поздравляет Вас!

Противодействие коррупции

Уважаемые работники института, преподаватели, студенты, аспиранты, все посетители сайта!

О всех фактах совершения работниками университета правонарушений коррупционного характера, а также о фактах склонения работников, студентов, аспирантов института к совершению коррупционных правонарушений можно сообщить по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, каб. 1336. тел.: (495) 681-67-65

электронная почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

помощнику ректора по безопасности Ермолаеву А.И.


К ознакомлению: Приказ ректора МИИТ о порядке сообщения при получении подарков работниками.


По остальным вопросам, вы можете обращаться к заведующему кафедрой "Гражданское право и гражданский процесс", доктору юридических наук Корякину Виктору Михайловичу, автору многочисленных публикаций и ведущему эксперту по проблемам правового обеспечения противодействия коррупции.


Правовая основа противодействия коррупции

Национальным планом противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226, в качестве важнейшей задачи антикоррупционной деятельности в Российской Федерации определена активизация антикоррупционного просвещения граждан.

Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению законодательно определено в числе первоочередных мер профилактики коррупции. Это обусловлено тем, что, как отмечается в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений является одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Коррупция глубоко проникла в различные сферы повседневной жизнедеятельности российского общества, в том числе и в сферу образования. Она искажает государственную политику, ведет к прямому или косвенному хищению средств федерального бюджета, выделяемых на развитие образовательной сферы, разлагает нравственность граждан и, в конечном счете, самым негативным образом отражается на эффективности государственного управления.

В связи с этим формирование антикоррупционного правосознания граждан, их антикоррупционное просвещение являются одним из актуальных направлений противодействия коррупции в Российской Федерации.

Эффективное противодействие коррупции предполагает хорошее знание антикоррупционного законодательства.

За период с 2008 г. по настоящее время в результате активной нормотворческой деятельности во исполнение соответствующих программных антикоррупционных документов в Российской Федерации сложилась довольно обширная система законодательных и подзаконных актов, совокупность которых можно именовать антикоррупционным законодательством, ставшей относительно самостоятельной подотраслью отечественного законодательства.

Начало реализации практических шагов по созданию национального антикоррупционного законодательства в нашей стране было положено подписанием и ратификацией двух основополагающих международных документов в сфере борьбы с коррупцией:

– Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ);

– Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ).

В развитие указанных актов международного права в Российской Федерации в последние годы сформирована система антикоррупционного законодательства, включающая более десятка законодательных актов (основные из них приведены в таблице).


Федеральные законы, регулирующие общественные отношения, связанные с противодействием коррупции в Российской Федерации

№ пп Наименование законодательного акта Область правового регулирования
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
2 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Законом предусмотрено внесение изменений в 9 законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом «О противодействии коррупции»
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Законом предусмотрено внесение изменений в 15 законодательных актов Российской Федерации в целях имплементации в российское законодательство основных положений Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также приведения их в соответствие с Федеральным законом «О противодействии коррупции». В числе других актов изменениям подвергнуты такие основополагающие акты военного законодательства, как федеральные законы «О воинской обязанности и о военной службе» и «О статусе военнослужащих»
4 Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
5 Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы
6 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» Закон в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливает запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяет категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение.
7 Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» Закон вносит изменения в 15 законодательных актов Российской Федерации в части, касающейся совершенствования правового института конфликта интересов, уточнения порядка его предотвращения и урегулирования в различных государственных органах.