логотип Юридического института
{
Ярмарка профессий

Ярмарка профессий

Студенту: заявка на трудоуст-ройство, опрос, вакансии

Работодателю: добавление вакансий, сотрудничество

18
Декабря
Понедельник

Противодействие коррупции

Уважаемые работники института, преподаватели, студенты, аспиранты, все посетители сайта!

О всех фактах совершения работниками университета правонарушений коррупционного характера, а также о фактах склонения работников, студентов, аспирантов института к совершению коррупционных правонарушений можно сообщить по адресу: г. Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9, каб. 1336. тел.: (495) 681-67-65

электронная почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

помощнику ректора по безопасности Ермолаеву А.И.


К ознакомлению: Приказ ректора МИИТ о порядке сообщения при получении подарков работниками.


По остальным вопросам, вы можете обращаться к заведующему кафедрой "Гражданское право и гражданский процесс", доктору юридических наук Корякину Виктору Михайловичу, автору многочисленных публикаций и ведущему эксперту по проблемам правового обеспечения противодействия коррупции.


Правовая основа противодействия коррупции

Национальным планом противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226, в качестве важнейшей задачи антикоррупционной деятельности в Российской Федерации определена активизация антикоррупционного просвещения граждан.

Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению законодательно определено в числе первоочередных мер профилактики коррупции. Это обусловлено тем, что, как отмечается в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений является одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Коррупция глубоко проникла в различные сферы повседневной жизнедеятельности российского общества, в том числе и в сферу образования. Она искажает государственную политику, ведет к прямому или косвенному хищению средств федерального бюджета, выделяемых на развитие образовательной сферы, разлагает нравственность граждан и, в конечном счете, самым негативным образом отражается на эффективности государственного управления.

В связи с этим формирование антикоррупционного правосознания граждан, их антикоррупционное просвещение являются одним из актуальных направлений противодействия коррупции в Российской Федерации.

Эффективное противодействие коррупции предполагает хорошее знание антикоррупционного законодательства.

За период с 2008 г. по настоящее время в результате активной нормотворческой деятельности во исполнение соответствующих программных антикоррупционных документов в Российской Федерации сложилась довольно обширная система законодательных и подзаконных актов, совокупность которых можно именовать антикоррупционным законодательством, ставшей относительно самостоятельной подотраслью отечественного законодательства.

Начало реализации практических шагов по созданию национального антикоррупционного законодательства в нашей стране было положено подписанием и ратификацией двух основополагающих международных документов в сфере борьбы с коррупцией:

– Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ);

– Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ).

В развитие указанных актов международного права в Российской Федерации в последние годы сформирована система антикоррупционного законодательства, включающая более десятка законодательных актов (основные из них приведены в таблице).


Федеральные законы, регулирующие общественные отношения, связанные с противодействием коррупции в Российской Федерации

№ пп Наименование законодательного акта Область правового регулирования
1 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
2 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Законом предусмотрено внесение изменений в 9 законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом «О противодействии коррупции»
3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» Законом предусмотрено внесение изменений в 15 законодательных актов Российской Федерации в целях имплементации в российское законодательство основных положений Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также приведения их в соответствие с Федеральным законом «О противодействии коррупции». В числе других актов изменениям подвергнуты такие основополагающие акты военного законодательства, как федеральные законы «О воинской обязанности и о военной службе» и «О статусе военнослужащих»
4 Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Закон устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
5 Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы
6 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» Закон в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, упорядочения лоббистской деятельности, расширения инвестирования средств в национальную экономику и повышения эффективности противодействия коррупции устанавливает запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяет категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение.
7 Федеральный закон от 5 октября 2015 г. № 285-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов» Закон вносит изменения в 15 законодательных актов Российской Федерации в части, касающейся совершенствования правового института конфликта интересов, уточнения порядка его предотвращения и урегулирования в различных государственных органах.