логотип Юридического института
{

Круглый стол «Анализ международного опыта развития свободных экономических зон и возможности его использования в странах ЕАЭС»

Кафедрой «Таможенное право и организация таможенного дела» под руководством доцента, к.э.н. Морковкина Дмитрия Евгеньевича с участием студентов 1-го курса специальности «Таможенное дело» был проведен семинар в форме круглого стола по дисциплине «Экономическая география и регионалистика таможенного союза» на тему «Анализ международного опыта развития свободных экономических зон и возможности его использования в странах ЕАЭС».

В ходе работы круглого стола, студенты-первокурсники ознакомились с двумя принципиальными подходами к созданию свободных экономических зон, распространенных в мировой практике: "сверху", по инициативе центральных властей и в рамках госпрограммы (как, например, в Южной Корее), или "снизу", в порядке рыночной самоорганизации. В настоящее время более динамично развивается второй вариант, в том числе при смешанном частно-государственном финансировании.

По результатам проведенной дискуссии было показано, что в странах со зрелой рыночной экономикой свободные зоны служат инструментом преимущественно региональной политики (подъем депрессионных территорий, выравнивание межрегиональных различий). В новых индустриальных странах Азии зональная политика является элементом промышленной политики и направлена на создание отраслевых анклавов экономического роста (преимущественно экспортных и научно — технических). В развивающихся странах Латинской Америки практика зонирования охватывает и внешнеэкономические, и региональные приоритеты. В Израиле, Турции, Казахстане, Китае и др. курс на организацию свободных зон стал составной частью национальной стратегии развития — и такой глобальный подход признается сегодня наиболее обещающим.

Таким образом, в результате обсуждения предложенных аудитории проблемных вопросов были сделаны выводы и предложения. При всем разнообразии функционирования свободных экономических зон за рубежом, можно отметить общий характерный подход: большинство СЭЗ образованы и организуются в производственно-транспортно-потребительских узлах, совместно с мультимодальными терминальными комплексами. Льготы по налогообложению и таможенным пошлинам следует предоставлять не территории, а субъекту, вкладывающему инвестиции в инновационные виды бизнеса в базовых видах экономической деятельности. Опыт десятков стран мира по организации эффективно работающих экономических зон может обеспечить привлечение капитала, быстрое увеличение ВВП, рост благосостояния населения и экономической безопасности страны и его целесообразно распространить в странах-участниках ЕАЭС.