логотип Юридического института
{

Профессор Юридического института выступил с докладом на Международном арктическом форуме

3 декабря 2019 года в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошел VII Международный арктический правовой форум «Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты».

Участие в нем принял профессор кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта д.ю.н., профессор, Почетный Работник Морского Флота Гуцуляк В.Н., который на секции «Арктический Совет и другие претенденты на лидерство в Арктике» выступил с докладом «Правовой режим Северного морского пути в свете проблем защиты и сохранения морской среды».

В докладе было подчеркнуто, что Арктика – с одной стороны, это одна из наиболее уязвимых экологических систем, поскольку, например, нефтепродукты, попавшие в арктические воды, могут находиться там до пятидесяти лет ввиду крайне низкой скорости ее химического и биологического разложения. С другой – в силу своего географического расположения Арктика оказывает существенное влияние на погоду и климат в целом нашей планеты. Именно здесь антропогенное воздействие может иметь самые разрушительные для человеческой цивилизации последствия.

Автор в качестве примера привел катастрофу с супертанкером «Эксон Валдиз» («Exxon Valdez») у берегов Аляски в 1989 г., когда за борт вылилось свыше 40 тыс. т сырой нефти и токсическое воздействие от которой ощущается и сегодня по прошествии более 30 лет.

Гуцуляк В.Н. так же привел целый ряд аргументов против концепции «интернационализации» Северного морского пути. По его мнению, подход к этой арктической акватории как исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации вполне обоснованный и правомерный в силу исторических прав России в этом регионе и ст.234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., дающей Российской Федерации право принимать и обеспечивать здесь соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов.

В докладе также были приведены те гипотетические последствия, которые может иметь отмена разрешительного прохода по Северному морскому пути. Вместе с тем, докладчиком было предложено согласовать Правила плавания судов в акватории Северного морского пути с Международной морской организацией – ИМО, с тем, чтобы снизить накал критики со стороны одного из приарктических госдуарств и повысить международно-правовую легитимность Правил плавания в акватории Северного морского пути.