логотип Юридического института
{
11
Августа
Вторник

Сегодня свой
день рождения празднует
Моисеев Дмитрий Валерьевич
Коллектив института
от души поздравляет Вас!

В статье заведующего кафедрой нашего института рассмотрено морское право как конвенционная учебная дисциплина

В очередном номере журнала «Транспортное право и безопасность» № 2(34), издаваемом Российским университетом транспорта и входящем в перечень журналов, рецензируемых ВАК, опубликована статья заведующего кафедрой «Морское право» Юридического института РУТ, профессора Гуцуляка В.Н., которая посвящена морскому праву как конвенционной учебной дисциплине.

Одна из особенностей обучения будущих командиров транспортного флота по программам высшего образования, которые сегодня реализует Российский университет транспорта, заключается в том, что наряду с образовательными дипломами выпускники должны получать еще и профессиональные дипломы для занятия той или иной должности на судне. Содержание указанных программ, требования к квалификации, порядок выдачи таких дипломов (дипломирование), минимальные стандарты компетентности и другие сопутствующие вопросы регулируются не только, и не столько российским законодательством, сколько нормами международного права, которые содержатся в специальных международных договорах – транспортных конвенциях. Главная роль в их числе принадлежит Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., существенно измененной и дополненной в 1995 и 2010 г.г. Она известна среди моряков под аббревиатурой ПДМНВ.

Согласно требованиям Конвенции ПДМНВ одна из важнейших дисциплин, которая должна изучаться будущими профессиональными моряками – это морское право. Без глубокого знания положений морского права будущему офицеру транспортного флота не может быть выдан рабочий диплом. В первую очередь, именно в этом смысле морское право является конвенционной учебной дисциплиной. В статье исследуется генезис конвенционных требований к уровню подготовки моряков, в том числе, и в части, касающейся морского права. Основное внимание здесь уделяется Конвенции ПДМНВ, которая прошла серьезную эволюцию с момента ее заключения в 1978 г. до последующей модернизации в 1995 и 2010 годах. Автором анализируются положения Кодекса ПДМНВ, которые касаются требований, предъявляемых к квалификации командиров флота в области морского права, рассматриваются в этой связи основные минимальные стандарты компетентности. В результате резюмируется, что требования к знанию положений морского права в том или ином объеме проходят красной нитью при оценке квалификации кандидатов на получение профессиональных морских дипломов как на уровне управления (капитаны и старший командный состав судов), так и на уровне эксплуатации (вахтенные помощники капитана и вахтенные механики).