логотип Юридического института
{

Интервью заведующего кафедрой Юридического института телеканалу «Москва-24»

Заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института РУТ, Президент Ассоциации международного морского права, д.ю.н., профессор Гуцуляк В.Н. дал комментарий телеканалу «Москва-24» в связи с аварией, которая произошла 17 ноября 2020 г. на Москва-реке вблизи храма Христа Спасителя. Потеряв управление автомобиль-внедорожник пробил ограждение и упал в реку, а проходящий в это время теплоход не оказал никакой помощи.

По этому случаю Гуцуляк В,Н. отметил, что в соответствии с целым рядом международных конвенций, участницей которых является Российская Федерация, предусмотрена обязанность каждого государства обеспечить соблюдение обязанности судами, плавающими под национальным флагом, оказывать помощь любому лицу, подвергающемуся опасности на море или ином водном пути. Так, ст.10 Конвенции о спасании 1989 г. содержит три важных положения. Во-первых, предусмотрено, что каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель. Во-вторых, государства - участники обязались принять необходимые меры для обеспечения выполнения этой обязанности. И, в-третьих, владелец судна не несет никакой ответственности за нарушение капитаном вышеуказанной обязанности.

Положения Конвенции 1989 г. нашли подтверждение в Кодексе торгового мореплавания РФ (ст.62), а также в Кодексе внутреннего водного плавания РФ (ст.30, п.4), которые воспроизводят ст.10 Конвенции в части, касающейся обязанности капитана оказать помощь любому лицу, терпящему бедствие. Ответственность за уклонение от этой обязанности предусмотрена, в частности, ст.270 Уголовного Кодекса РФ, которую нередко называют «капитанской» статьей. Согласно ее положениям неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, влечет за собой уголовную ответственность. Причем максимальная санкция предусматривает лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать должность капитана на срок до трех лет.

В современной практике известны два случая неоказания помощи на внутренних водных путях РФ, связанных с трагической катастрофой теплохода «Булгария» в июле 2011 на Куйбышевском водохранилище, когда погибли 122 человека. Были возбуждены уголовные дела в отношении капитанов теплоходов «Дунайский-66» и «Арбат», которые прошли мимо гибнущего пассажирского судна и не оказали помощь. Оба капитана были признаны виновными и суд назначил наказание капитану буксира «Дунайский-66» в виде штрафа в размере 190 тысяч рублей, а капитану сухогруза « Арбат» - 130 тыс. руб. Видимо, смягчающим обстоятельством послужил тот факт, что капитаны обоих судов обосновали свое бездействие тем, что на помощь «Булгарии» шел более маневренный и скоростной теплоход "Арабелла", капитан которого по радиосвязи сообщил им, что самостоятельно проведет спасательную операцию и помощь ему не требуется.

Вместе с тем, далеко не всегда обвинения капитана в уклонении от обязанности оказывать помощь гибнущим людям, имеют под собой достаточные основания. В этой связи известен пример из истории, связанный с гибелью «Титаника» в 1912 г., унесшей свыше полутора тысяч жизней. Капитан парохода "Калифорния" Стэнли Лорд, находившегося, согласно заключению комиссии, в прямой видимости от "Титаника", был признан виновным в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море. И лишь через много лет выяснилось, что на самом деле рядом с «Титаником» в момент его гибели находилось другое судно – «Самсон». В результате обвинения с капитана «Калифорнии» были сняты посмертно.

Фрагмент интервью: