логотип Юридического института
{

В Юридическом институте РУТ вышел в свет сборник докладов по круглому столу «Морские суда без экипажей ― реальность и перспективы»

Вышло в свет новое издание Юридического института РУТ «Морские суда без экипажей ― реальность и перспективы»: сборник научных докладов по итогам «круглого стола», проведенного 29 октября 2020 г. совместно кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта (РУТ) и Ассоциацией международного морского права. Ответственным редактором сборника выступил заведующий кафедрой «Морское право» ЮИ РУТ, д.ю.н., профессор, Президент Ассоциации международного морского права Гуцуляк В.Н.

Сборник включает научные доклады по одной из актуальных проблем современного морского права, находящейся сегодня в центре внимания международного сообщества и Международной морской организации (ИМО) ― развитию так называемого «безэкипажного судоходства», которое, как ожидается, в ближайшие годы получит повсеместное распространение.

Одно из последствий цифровой революции, берущей свое начало в 80-х годах прошлого века и получившей бурное развитие в настоящее время - это концепция безэкипажного судоходства. Чем обусловлено ее появление? По данным Международной палаты судоходства, сегодня в мире в плавании находятся свыше 50 000 торговых судов и на них в качестве членов экипажа работает более 1 млн. человек. Для судовладельцев расходы на содержание экипажа являются одной из наиболее значимых статей бюджета, второй – после расходов на топливо. Стоимость содержания судна в среднем составляет от 3 до 4 тыс. долларов США в сутки. Кроме того, сегодня в судоходной индустрии наблюдается явный дефицит квалифицированных моряков.

Эти и другие сопутствующие факторы привели к пониманию, что одновременно уменьшить расходную часть и решить проблему кадров судовладелец может только путем сокращения экипажей и в будущем вообще отказаться от его услуг. И в этом процессе решающую роль призваны сыграть информационно-коммуникационные технологии, позволяющие эффективно использовать безэкипажные суда.

Вместе с тем, процесс внедрения безэкипажных судов сопряжен правовыми, организационными, техническими, социальными и другими проблемами, о которых говорили докладчики. В вышедшем в свет сборнике получили отражение взгляды самых различных специалистов ― юристов, судоводителей, технических работников из Москвы, Сант-Петербурга, Керчи, Мурманска и других городов России.