логотип Юридического института
{

Интервью заведующего кафедрой «Морское право» ЮИ РУТ телеканалу «Вести-24»

Заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта, д.ю.н., профессор, Президент Ассоциации международного морского права Гуцуляк В.Н. дал интервью телеканалу «Вести-24» в связи с гибелью рыболовного траулера «Онега» в Баренцевом море.

Несмотря на наличие современных средств связи и достигнутый человеческой цивилизацией высокий уровень научно-технического прогресса – море остается стихией, не всегда подвластной человеку. К сожалению, на море люди продолжают гибнуть. Международное сообщество выработало целый комплекс мер организационно-правового характера по безопасности мореплавания, где ведущую роль занимает Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74/78), первая редакция которой была принята сразу после гибели «Титаника». Тем не менее, работа в море и сегодня сопряжена с большими рисками и реальной опасностью.

В особенности, это касается работы рыболовных судов. Не зря говорят: «Рыбаки - это дважды моряки». Мне не раз приходилось воочию наблюдать в штормовом Бискайском заливе, как крохотные рыболовные суда взлетают на волну, высотой с многоэтажный дом, затем исчезают в пенящейся морской пучине, чтобы снова появиться на гребне волны. Это отважные люди, тяжело зарабатывающие свой хлеб.

По мнению Гуцуляка В.Н., основной причиной гибели рыболовного судна явилось резкое падение его остойчивости в результате обледенения и последующее опрокидывание судна. Остойчивость – это способность судна противостоять внешним воздействиям – прежде всего волнам и ветру, возвращаясь в исходное состояние. Судно с хорошими мореходными качествами, а все рыбаки-хорошие мореходы, без труда штормует в плохую погоду. Однако ситуация является крайне опасной при низких температурах, когда судно в течение нескольких минут может превратиться в глыбу льда. Тогда уже об остойчивости говорить не приходится. В любой момент судно может опрокинуться и наступает так называемый «оверкиль».

Важное значение в этих условиях имеет наличие на борту гидротермальных костюмов, позволяющих человеку находиться в ледяной воде до нескольких часов, пока подоспеет помощь. Это тоже требование норм международного морского права, которое позволило двум членам экипажа «Онеги» спастись и остаться в живых.

Будем надеяться, что будут спасены и другие. Хотя надежды здесь уже очень мало. Искренние соболезнования родным и близким моряков.

Фрагмент интервью можно посмотреть ниже: