логотип Юридического института
{

Дайджест новостей кафедры МП

Выступление заведующего кафедрой «Морское право» на международном форуме

24 марта 2021 г. в Юридическом институте Российского университета транспорта состоялся Международный форум «Транспортная политика и транспортное право», организованный кафедрой «Транспортное право». Участие в форуме принял заведующий кафедрой «Морское право» проф. Гуцуляк В.Н., выступивший с докладом на тему «Северный морской путь – как национальная транспортная коммуникация России».

Согласно положениям ст.14 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (с последующими изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019) Севморпуть – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ. Вместе с тем, плавание в акватории СМП осуществляется не только на основании норм российского законодательства, но в первую очередь в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

КТМ РФ в 2012 г. конкретизировал понятие Севморпути, обозначив его как «водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар» (ст.5.1) Кроме того, в соответствии с КТМ РФ единым оператором по управлению СМП стал «Росатом» - Государственная корпорация по атомной энергии.

В 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила плавания судов в акватории Северного морского пути, которые сегодня действуют в редакции 2017 г.

Таким образом, в основу правового режима Северного морского пути положены так называемые «исторические права», которые получили закрепление в международном праве в виде обычных норм.

В целом же, докладчик сделал вывод, что правовой статус Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации обусловлен не только историческими основаниями России, но положениями ст.234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., предоставляющей России право принимать особые правила, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах, примыкающих к ее побережью.