логотип Юридического института
{

Дайджест новостей кафедры МП

Участие заведующего кафедрой «Морское право» в Международной конференции PAAMES-AMEC

С 20 по 22 сентября 2021 г. в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ) прошла международная конференция PAAMES-AMEC под эгидой Пан-Азиатской ассоциации морских инженерных обществ (Pan-Asian Association of Marine Engineering Societies). Традиционная тема форума - судостроение и судоходство в свете современных технологий, включающих цифровизацию, лазерные и аддитивные технологии, машинное обучение, искусственный интеллект, робототехнику и др.

Участие в работе международной конференции принял заведующий кафедрой «Морское право» ЮИ РУТ, д.ю.н., профессор Гуцуляк В.Н., Президент Ассоциации международного морского права, выступающий в качестве ведущего эксперта Центра «МАРИНЕТ РУТ». Он выступил с докладом «Правовые, технические и организационные вопросы автономного судоходства». В нем основное внимание было уделено роли Международной морской организации (ИМО) в обеспечении надлежащего международно-правового регулирования эксплуатации морских автономных надводных судов (МАНС). Концепция МАНС, которая впервые была обозначена в повестке ИМО в 2017 г., сегодня получила практическое воплощение и ключевое значение здесь играют два комитета ИМО – Комитет по безопасности на море (КБМ) и Юридический комитет (Юрком). В заслугу КБМ можно поставить следующие конкретные результаты– разработка понятия МАНС и степеней автономности, принятие Временного руководства по испытаниям МАНС, завершение обзора нормативной базы (ОНБ) на предмет ее применения к МАНС. Что касается Юркома, также активно участвовавшего в процессе ОНБ, то важнейший вывод, который был сделан на последней 108-й сессии гласит: «Эксплуатация МАНС может осуществляться в рамках уже действующих конвенций и нет необходимости вносить в них существенные изменения».

Каковы следующие шаги ИМО? Что нас ждет завтра? Следующий этап – это разработка под эгидой ИМО некоего унифицированного документа, посвященного МАНС, возможно, поначалу носящего необязательный характер. Пока неясен статус этого будущего инструмента ИМО. Возможно, что это будет Руководство ИМО по МАНС, которое в будущем может трансформироваться в обязательный документ, например, Кодекс МАНС в качестве отдельной главы в рамках Конвенции СОЛАС.


Август 2021 года

Кафедра «Морское право» приняла участие в организованном Российским университетом транспорта российско-китайском форуме, посвященном проблемам морских автономных надводных судов

25 августа 2021 г. в формате видеоконференции прошел российско-китайский форум по научно-техническому сотрудничеству в области интеллектуального и автономного судовождения. Участие в работе форума приняли сотрудники кафедры «Морское право» ЮИ РУТ, в том числе заведующий кафедрой «Морское право», д.ю.н., профессор Гуцуляк В.Н., Президент Ассоциации международного морского права, выступающий в качестве ведущего эксперта Центра «МАРИНЕТ РУТ», а также старший преподаватель кафедры «Морское право» Копылова О.В.

2021 год был объявлен годом российско-китайского научно-технического и инновационного сотрудничества. В этой связи в целях углубления научно-технического сотрудничества в морской сфере, укрепления взаимосвязей между российскими и китайскими судостроительными и судоходными компаниями, содействия сотрудничества, ускорения создания безэкипажных судов, стимулирования развития автономных судов в России и в Китае и был проведен форум.

Организаторами форума от китайской стороны выступили: Китайская отраслевая Ассоциация судовой промышленности, Харбинский инженерный университет и Уханьский технологический университет, от российской стороны - Российский университет транспорта и отраслевой центр «Маринет».

Профессор Гуцуляк В.Н. выступил с докладом «Методологические и правовые подходы Российской Федерации к решению проблем эксплуатации морских автономных надводных судов». По его мнению, четыре ключевых тенденции, а именно – повсеместное внедрение новых достижений научно-технического прогресса, прогнозируемая нехватка квалифицированных кадров для морской индустрии, стремление в максимальной степени снизить влияние человеческого фактора в целях эффективного обеспечения безопасности на море , и наконец, естественное желание судовладельца сэкономить на одной из существенных статей расхода – содержании экипажа, обусловили появление и стремительное развитие абсолютно нового с точки зрения управления типа судов – морских автономных надводных судов.

Далее было раскрыто понятие морского автономного судна, приведена классификация таких судов в зависимости от степени автономности. Большое внимание в докладе было уделено принципу полной функциональной эквивалентности, который лежит в основе российского подхода к правовому регулированию использования МАНС. Указанный принцип базируется прежде всего на положениях Кодекса о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, который в свою очередь является составной частью одноименной Конвенции, принятой в первой редакции в 1978 г., а затем существенно пересмотренной в 1995 и 2010 годах (ПДМНВ-78/95/2010).

Также участникам форума был представлены результаты работы над созданием необходимых правовых условий для эксплуатации морских автономных надводных как с точки зрения Международной морской организации – ИМО, так и российского законодательства.

В целом было выслушано свыше полутора десятков докладов, посвященных тем или иным аспектам морских автономных надводных судов.

Так, доклад Ли Яньцина из Китайской Ассоциации предприятий национальной судостроительной промышленности был посвящен развитию китайской судостроительной промышленности. Цай Юйлин из Китайского классификационного общества рассказал о практике тестирования интеллектуальных судов. Чжу Цидань из Харбинского инженерного университета представил результаты исследований по интеллектуальным морским судам.

В заключительной части дня обсуждались дискуссионные вопросы.

Июль 2021 года

Заведующий кафедрой принял участие в 108-й сессии Юридического комитета Международной морской организации

С 26 по 30 июня 2021 г. состоялась 108-я сессия Юридического комитета Международной морской организации (ИМО), участие в которой принял заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института РУТ, ведущий эксперт Центра МАРИНЕТ РУТ Президент Ассоциации международного морского права право», д.ю.н., проф. Гуцуляк В.Н.

В первой половине дня прошло пленарное заседание Юркома, которое открыл Председатель Волкер Шофиш - Германия) (Volker Schofisch - Germany). Перед началом сессии по традиции выступил Генсек ИМО Китак Лим (Kitack Lim). Он выразил озабоченность в связи с продолжающимся распространением COVID-19, которое оказывает негативное влияние на международное судоходство, а также обозначил основной круг вопросов 108-й сессии Юркома, среди которых указал и на важность работы по правовому регулированию эксплуатации морских автономных надводных судов (МАНС).

Председатель Юркома среди прочего упомянул документы, представленные Российской Федерацией, которые представляют интерес с учетом практического эксперимента с МАНС, проводимого в России.

Представитель РФ в ИМО Меленас Ю.С. в своем выступлении заявил об отсутствии каких-либо юридических препятствий для первых степеней автономных судов, а также возможности использования совместного толкования и регулирования на уровне национального законодательства.

Во второй половине дня началось заседание рабочей группы (РГ) Юркома по МАНС (Working Group on MASS). Председатель РГ была избрана Джулиан Грант из Канады (Gillian Grant - Canada).

Круг вопросов, которые были отнесены к компетенции Рабочей группы по МАНС:

1) рассмотреть результаты обзора нормативной базы (RSE);

2) разработать, используя в качестве основы LEG108/WP.6 документ, представляющий результаты RSE Юридического комитета;

3) представить письменный отчет РГ для утверждения на пленарное заседание к пятнице, 30 июля 2021 года.

В целом, Рабочая группа пришла к выводу, что правовое регулирование эксплуатации МАНС может осуществляться в рамках существующей нормативной базы конвенций Юркома без необходимости внесения в их положения серьезных изменений. Кроме того, в число Конвенций, подлежащих рассмотрению, была включена Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS), несмотря на то, что указанная конвенция не принималась под эгидой Юркома и не является частью RSE.

Во время третьего дня работы группы по МАНС с предложением по редакции финального документа выступил представитель российской делегации Гуцуляк В.Н. Термин «частично автономные суда» он предложил заменить на «полуавтономные суда», сославшись на проект российского федерального закона, посвященного МАНС. Кроме того, он выразил несогласие с формулировкой «береговой персонал», посчитав ее неточной, поскольку управление МАНС может осуществляться не только с берега, но и, например, с другого судна или платформы, находящейся в море. Оба предложения были приняты и поддержаны делегациями Швеции, США, Японии и Международной федерации работников транспорта (ITF). Таким образом, в финальный доклад РГ по МАНС было включено положение о классификации МАНС (полуавтономные и полностью автономные суда) аналогичное тому, которое использовано в проекте российского ФЗ по МАНС и принятие которого ожидается к концу текущего года.

Заключительный день 108-й сессии Юркома завершился пленарным заседанием. Была утверждена повестка дня на будущее заседание Юркома в 2022 г., После утверждения повестки дня, перешли к выборам Председателя и Вице-председателя на будущую сессию Юркома (Elections of Officers). Австралия номинировала на пост Председателя Джулиан Грант из Канады (Gillian Grant - Canada), которая председательствовала в РГ Юркома по МАНС. Ее кандидатуру поддержали без возражений. С поддержкой выступили Вануату, Сингапур и Саудовская Аравия. С ответным словом выступила Джулиан Грант, которая поблагодарила за поддержку.

США номинировали на пост вице-председателя представителя Грузии Ивана Абашидзе (Ivane Abashidze). Со словами поддержки выступили Багамские острова, Украина, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

Затем в процесс обсуждения были одобрены доклады двух рабочих групп (одна - по МАНС, другая – по незаконной и мошеннической регистрации судов), а также внесение изменений в некоторые инструменты ИМО. На этом 108-я сессия ИМО завершила работу.


Первое заседание Научно-технического Совета при Департаменте государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта

21 июля 2021 г. состоялось первое заседание обновленного Научно-технического Совета (НТС) при Департаменте государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта, которое провел его Директор, являющийся Председателем НТС, Клюев В.В.

Участие в заседании НТС принял заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института РУТ, Президент Ассоциации международного морского права, д.ю.н., проф. Гуцуляк В.Н.

АО «Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» инициировал подготовку расширенного обоснования к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер по поддержке российского судостроения и судоходства» в части продления после 2027 года действующих ставок пенсионного и иных видов страхования в отношении членов экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, на период 2028-2037 годы.

ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» предложил в качестве научной темы - обоснование и выработку параметров технических требований к системам, выполняющим принятие навигационных решений в условиях автономного судовождения, а также формирование требований к системе управления совместным движением автономных судов.

Российская палата судоходства (РПС) обозначила такую тему, как оценка результативности и эффективности реализации предусмотренных законодательством мер государственной поддержки судоходства и судостроения, прогноз функционирования Российского международного реестра судов при отсутствии действующей системы экономических стимулов и разработка научно обоснованного заключения о необходимости их продления.

ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта» запланировал выработать научно обоснованные предложения по совершенствованию требований действующих правил перевозки опасных грузов, а также разработать структуру и содержание правил перевозки опасных грузов внутренним водным транспортом.

Также поступило предложение МГУ им. адм. Г.Н. Невельского - разработать требования к специалистам, управляющим безэкипажным судном. Исходя из компетенций специалистов будут разработаны требования к уровню, структуре и содержанию подготовки. Обосновывается триединая модель подготовки, включающая теоретическую подготовку, тренажерную подготовку и практическую подготовку по управлению безэкипажными судами.

В целом все представленные на НТС предложения были поддержаны и с учетом внесенных корректив поступят на дальнейшее согласование и утверждение.


Кафедра «Морское право» приняла участие в 7-й сессии подкомитета по имплементации инструментов Международной морской организации

12 июля 2021 г. начала свою работу 7-я сессия Подкомитета по имплементации инструментов Международной морской организации - ИМО (Implementation of IMO instruments – III 7), которая проходила в формате видеоконференции.

Участие в работе сессии принимают сотрудники кафедры «Морское право» ЮИ РУТ, в том числе заведующий кафедрой «Морское право», д.ю.н., профессор Гуцуляк В.Н., Президент Ассоциации международного морского права, выступающий в качестве ведущего эксперта Центра «МАРИНЕТ РУТ», а также старший преподаватель кафедры «Морское право» Копылова О.В.

Сессию традиционно открыл Генеральный секретарь ИМО Китак Лим (Kitack Lim). Председателем подкомитета была избрана Клаудиа Грант (Claudia Grant) из Ямайки.

Первый день был посвящен результатам сводного отчета по аудиту государств- членов ИМО. В этой связи, Кодекс имплементации инструментов ИМО (III Code или IIIC) является ключевым документом, лежащим в основе Системы аудита государств-членов ИМО. В соответствии с ним все государства-члены проходят аудит для оценки возможностей и ресурсов для выполнения международных обязательств с точки зрения государства порта, прибрежного государства и государства флага.

В настоящее время действует обязательная система аудита государств-членов ИМО (IMSAS), которая заменила старую систему добровольного аудита (VIMSAS).

Для государств флага применимы три основных раздела Кодекса.

Раздел 42: Государству флага следует на периодической основе оценивать свою деятельность в отношении осуществления административных процессов, процедур и ресурсов, необходимых для выполнения его обязательств.

Раздел 43: Меры по оценке эффективности деятельности государств флага должны включать: показатели задержания под контролем государства порта, результаты инспекций государства флага, статистику морских происшествий, процессы связи и информации, ежегодную статистику потерь и другие показатели эффективности, которые могут потребоваться, для определения того, являются ли штат, ресурсы и административные процедуры достаточными для выполнения его обязательств.

Раздел 44: Области, которые рекомендуется регулярно пересматривать, могут включать:

  • Показатели потерь флота и аварий для определения тенденций за отдельные периоды времени;
  • Количество проверенных случаев задержания судов в зависимости от количества проверок и численности флота;
  • Количество установленных случаев некомпетентности или правонарушений со стороны лиц, имеющих сертификаты или подтверждения, выданные в соответствии с полномочиями государства флага;
  • Меры реагирования на недостаточно полные доклады либо вмешательство;
  • Расследования очень серьезных и серьезных происшествий, извлеченные из них уроки и время, затраченное на публикации;
  • Технические и другие выделенные ресурсы;
  • Результаты инспекций, обследований и контроля судов;
  • Расследование несчастных случаев на судах;
  • Количество инцидентов и нарушений, связанных международными правилами предотвращения загрязнения моря;
  • Количество приостановленных или отозванных сертификатов, подтверждений, одобрений и т.д.

Главные вопросы, которые обсуждались на второй день сессии - совершенствование Глобальной Интегрированной Информационной Системы Информации о Судоходстве (Global Integrated Shipping Information System - GISIS) в части, касающейся Государственного портового контроля, обзор сложившейся практики, создание системы электронного опроса государств-членов ИМО, разработка специального руководства по имплементации и др.

В заключительной части дня обсуждались вопросы сотрудничества между ИМО и другими специализированными учреждениями ООН.

Третий день работы сессии был посвящен имплементации Кейптаунского соглашения, касающегося безопасности рыболовных судов, а также проблемам незаконного и нерегулируемого рыболовства.

Май 2021 года

Участие представителя кафедры в международном научном форуме

27 мая 2021 г. заведующий кафедрой «Морское право», д.ю.н., проф. Гуцуляк В.Н. принял участие в международном научном форуме «Каспий 2021: пути устойчивого развития», организованном Министерством науки и высшего образования РФ, Российской академией наук и Правительством Астраханской области. Доклад Гуцуляка В.Н. был посвящен проблемам текущего правового регулирования автономного судоходства.

Россия сегодня лидирует как в области экспериментального использования морских автономных судов, так и в развитии соответствующего национального законодательства. Так, Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2031, по сути явилось первым национальным нормативным-правовым актом, вступившим в силу в области правового регулирования деятельности МАНС. Положение определяет условия и порядок проведения эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации. Положение впервые в национальном законодательстве вводит в практический оборот такие понятия как «автономное судно», «система автономного судовождения» и др.

Определены цели и задачи эксперимента, а также его участники. Четко сформулирован порядок участия в нем всех желающих судовладельцев, а также их права и обязанности.

Вторым важным шагом в развитии российского законодательства, безусловно, является проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части правоотношений, возникающих при использовании автономных судов», который, вероятнее всего уже осенью этого года будет, представлен на рассмотрение Государственной Думы.

Апрель 2021 года

Участие представителя ЮИ РУТ в Первом Владивостокском морском
юридическом форуме

22-23 апреля 2021 г. в целях изучения и профессионального обсуждения современных правовых исследований и практики в сфере использования морских пространств, на базе Юридической школы Дальневосточного федерального университета прошла международная научно-практическая конференция «Первый Владивостокский морской юридический форум».

Участие в работе международного форума принял участие заведующий кафедрой «Морское право» ЮТ РУТ, д.ю.н., профессор, Президент Ассоциации международного морского права Гуцуляк В.Н. с докладом «Российское морское право в условиях глобальных вызовов».

На форуме выступили признанные научным сообществом исследователи не только ведущих российских университетов, но и иностранных вузов, представители государственных структур, правоохранительных органов, международных организаций и бизнес-структур.

Форум прошел в формате пленарного заседания и тематических секций в онлайн режиме в формате видеоконференцсвязи. Было проведено пленарное заседание и 3 тематических секции:

  • Проблемы теории и практики международного морского права;
  • Проблемы теории и практики российского и иностранного морского права;
  • Секция молодых ученых «Актуальные проблемы морского права».

Доклад Гуцуляка В.Н. был посвящен актуальным глобальным вызовам, с которым сталкивается сегодня российское морское право а именно: пандемия КОВИД-19, которая радикально изменила облик человеческой цивилизации и нанесла самый сокрушительный в том числе и по морской индустрии, правовой статус Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации России и намечающийся уже в обозримом будущем переход к морским автономным надводным судам (МАНС).

Одной из серьезной проблемой, порожденной КОВИД-19, стала смена экипажей и их репатриация. По состоянию на декабрь 2020 г. около 400 тыс. человек находились на борту судов по окончании трудовых контрактов и не могли вернуться домой из-за ограничений в связи с КОВИД-19, Такое же число новых членов экипажа не могли попасть на судно и обеспечивать свои семьи.

Надо отдать должное Комитету по безопасности на море (КБМ) ИМО, который стал предпринимать реальные шаги по решению этого вопроса. На своей 102-й сессии, проходившей с 4 по 11 ноября 2020 г. КБМ одобрил циркуляр, устанавливающий протокол о безопасной смене экипажа во время пандемии. Кроме того, ведется разработка специального международного логотипа (seafarer symbol), который будут использовать моряки, следующие на судно или возвращающиеся домой с судна. Вводится срочная вакцинация для моряков, которые пересекают границы.

Еще одна новелла, предложенная ИМО – удалённые сюрвейерские осмотры судна (remote survey), которые в будущем планируется проводить и после окончания пандемии.

Таким образом, и до сегодняшнего дня пандемия КОВИД-19 продолжает оказывать свое негативное влияние на международное судоходство. Мир уже никогда не будет прежним, в этой связи одним из важнейших направлений успешной борьбы с этим злом является опережающее нормативно-правовое регулирование, суть которого заключается в том, что морское законодательство не должно быть только ответом на возникающие проблемы, оно должно изменяться и дополняться с учетом прогнозирования возникновения таких проблем.

В части, касающейся статуса Севморпути, докладчиком был сделан вывод, что ст.234 Конвенции 1982 г. в дополнение к «историческим правам» дает основания Российской Федерации как приарктическому государству принимать все необходимые меры по защите и сохранению морской среды в прилегающих к ее побережью водах, включая в том числе установление путей следования судов и обеспечение контроля за ними.

Одним из важнейших вызовов в международном судоходстве с точки зрения «права будущего» является проблема развития судов без экипажей, которая сегодня стоит в повестке дня ИМО. В целом же, следует констатировать, что Российская Федерация сегодня лидирует как в технической реализации концепции автономного судоходства, так и в части, касающейся его нормативного-правового обеспечения.

Март 2021 года

Выступление заведующего кафедрой «Морское право» на международном форуме

24 марта 2021 г. в Юридическом институте Российского университета транспорта состоялся Международный форум «Транспортная политика и транспортное право», организованный кафедрой «Транспортное право». Участие в форуме принял заведующий кафедрой «Морское право» проф. Гуцуляк В.Н., выступивший с докладом на тему «Северный морской путь – как национальная транспортная коммуникация России».

Согласно положениям ст.14 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (с последующими изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019) Севморпуть – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ. Вместе с тем, плавание в акватории СМП осуществляется не только на основании норм российского законодательства, но в первую очередь в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

КТМ РФ в 2012 г. конкретизировал понятие Севморпути, обозначив его как «водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар» (ст.5.1) Кроме того, в соответствии с КТМ РФ единым оператором по управлению СМП стал «Росатом» - Государственная корпорация по атомной энергии.

В 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила плавания судов в акватории Северного морского пути, которые сегодня действуют в редакции 2017 г.

Таким образом, в основу правового режима Северного морского пути положены так называемые «исторические права», которые получили закрепление в международном праве в виде обычных норм.

В целом же, докладчик сделал вывод, что правовой статус Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации обусловлен не только историческими основаниями России, но положениями ст.234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., предоставляющей России право принимать особые правила, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах, примыкающих к ее побережью.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить