логотип Юридического института
{
19
Июня
Суббота

Сегодня свой
день рождения празднует
Григорьев Дмитрий Владимирович
Коллектив института
от души поздравляет Вас!

Сегодня свой
день рождения празднует
Мельникова Юлия Владимировна
Коллектив института
от души поздравляет Вас!

Дайджест новостей кафедры МП

Участие представителя кафедры в международном научном форуме

27 мая 2021 г. заведующий кафедрой «Морское право», д.ю.н., проф. Гуцуляк В.Н. принял участие в международном научном форуме «Каспий 2021: пути устойчивого развития», организованном Министерством науки и высшего образования РФ, Российской академией наук и Правительством Астраханской области. Доклад Гуцуляка В.Н. был посвящен проблемам текущего правового регулирования автономного судоходства.

Россия сегодня лидирует как в области экспериментального использования морских автономных судов, так и в развитии соответствующего национального законодательства. Так, Положение о проведении эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.12.2020 N 2031, по сути явилось первым национальным нормативным-правовым актом, вступившим в силу в области правового регулирования деятельности МАНС. Положение определяет условия и порядок проведения эксперимента по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом Российской Федерации. Положение впервые в национальном законодательстве вводит в практический оборот такие понятия как «автономное судно», «система автономного судовождения» и др.

Определены цели и задачи эксперимента, а также его участники. Четко сформулирован порядок участия в нем всех желающих судовладельцев, а также их права и обязанности.

Вторым важным шагом в развитии российского законодательства, безусловно, является проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части правоотношений, возникающих при использовании автономных судов», который, вероятнее всего уже осенью этого года будет, представлен на рассмотрение Государственной Думы.


Апрель 2021 года

Участие представителя ЮИ РУТ в Первом Владивостокском морском
юридическом форуме

22-23 апреля 2021 г. в целях изучения и профессионального обсуждения современных правовых исследований и практики в сфере использования морских пространств, на базе Юридической школы Дальневосточного федерального университета прошла международная научно-практическая конференция «Первый Владивостокский морской юридический форум».

Участие в работе международного форума принял участие заведующий кафедрой «Морское право» ЮТ РУТ, д.ю.н., профессор, Президент Ассоциации международного морского права Гуцуляк В.Н. с докладом «Российское морское право в условиях глобальных вызовов».

На форуме выступили признанные научным сообществом исследователи не только ведущих российских университетов, но и иностранных вузов, представители государственных структур, правоохранительных органов, международных организаций и бизнес-структур.

Форум прошел в формате пленарного заседания и тематических секций в онлайн режиме в формате видеоконференцсвязи. Было проведено пленарное заседание и 3 тематических секции:

  • Проблемы теории и практики международного морского права;
  • Проблемы теории и практики российского и иностранного морского права;
  • Секция молодых ученых «Актуальные проблемы морского права».

Доклад Гуцуляка В.Н. был посвящен актуальным глобальным вызовам, с которым сталкивается сегодня российское морское право а именно: пандемия КОВИД-19, которая радикально изменила облик человеческой цивилизации и нанесла самый сокрушительный в том числе и по морской индустрии, правовой статус Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации России и намечающийся уже в обозримом будущем переход к морским автономным надводным судам (МАНС).

Одной из серьезной проблемой, порожденной КОВИД-19, стала смена экипажей и их репатриация. По состоянию на декабрь 2020 г. около 400 тыс. человек находились на борту судов по окончании трудовых контрактов и не могли вернуться домой из-за ограничений в связи с КОВИД-19, Такое же число новых членов экипажа не могли попасть на судно и обеспечивать свои семьи.

Надо отдать должное Комитету по безопасности на море (КБМ) ИМО, который стал предпринимать реальные шаги по решению этого вопроса. На своей 102-й сессии, проходившей с 4 по 11 ноября 2020 г. КБМ одобрил циркуляр, устанавливающий протокол о безопасной смене экипажа во время пандемии. Кроме того, ведется разработка специального международного логотипа (seafarer symbol), который будут использовать моряки, следующие на судно или возвращающиеся домой с судна. Вводится срочная вакцинация для моряков, которые пересекают границы.

Еще одна новелла, предложенная ИМО – удалённые сюрвейерские осмотры судна (remote survey), которые в будущем планируется проводить и после окончания пандемии.

Таким образом, и до сегодняшнего дня пандемия КОВИД-19 продолжает оказывать свое негативное влияние на международное судоходство. Мир уже никогда не будет прежним, в этой связи одним из важнейших направлений успешной борьбы с этим злом является опережающее нормативно-правовое регулирование, суть которого заключается в том, что морское законодательство не должно быть только ответом на возникающие проблемы, оно должно изменяться и дополняться с учетом прогнозирования возникновения таких проблем.

В части, касающейся статуса Севморпути, докладчиком был сделан вывод, что ст.234 Конвенции 1982 г. в дополнение к «историческим правам» дает основания Российской Федерации как приарктическому государству принимать все необходимые меры по защите и сохранению морской среды в прилегающих к ее побережью водах, включая в том числе установление путей следования судов и обеспечение контроля за ними.

Одним из важнейших вызовов в международном судоходстве с точки зрения «права будущего» является проблема развития судов без экипажей, которая сегодня стоит в повестке дня ИМО. В целом же, следует констатировать, что Российская Федерация сегодня лидирует как в технической реализации концепции автономного судоходства, так и в части, касающейся его нормативного-правового обеспечения.

Март 2021 года

Выступление заведующего кафедрой «Морское право» на международном форуме

24 марта 2021 г. в Юридическом институте Российского университета транспорта состоялся Международный форум «Транспортная политика и транспортное право», организованный кафедрой «Транспортное право». Участие в форуме принял заведующий кафедрой «Морское право» проф. Гуцуляк В.Н., выступивший с докладом на тему «Северный морской путь – как национальная транспортная коммуникация России».

Согласно положениям ст.14 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г. (с последующими изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2019) Севморпуть – это исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация РФ. Вместе с тем, плавание в акватории СМП осуществляется не только на основании норм российского законодательства, но в первую очередь в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

КТМ РФ в 2012 г. конкретизировал понятие Севморпути, обозначив его как «водное пространство, прилегающее к северному побережью РФ, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар» (ст.5.1) Кроме того, в соответствии с КТМ РФ единым оператором по управлению СМП стал «Росатом» - Государственная корпорация по атомной энергии.

В 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила плавания судов в акватории Северного морского пути, которые сегодня действуют в редакции 2017 г.

Таким образом, в основу правового режима Северного морского пути положены так называемые «исторические права», которые получили закрепление в международном праве в виде обычных норм.

В целом же, докладчик сделал вывод, что правовой статус Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации обусловлен не только историческими основаниями России, но положениями ст.234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., предоставляющей России право принимать особые правила, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах, примыкающих к ее побережью.