логотип Юридического института
{

Вышел в свет подготовленный заведующим кафедрой «Морское право» «Научно-практический комментарий к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море»

Вышел в свет «Научно-практический комментарий к Международным правилам предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)». Автор книги – Гуцуляк В.Н. заведующий кафедрой «Морское право» Юридического института Российского университета транспорта, доктор юридических наук, профессор, инженер-судоводитель, Почетный Работник Морского Флота, Президент Ассоциации международного морского права.

Издание рассчитано на учащихся морских и транспортных учебных заведений, юристов и адвокатов, специализирующихся в области морского права, капитанов и штурманов транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и др. судов, офицерский состав Военно-Морского Флота, а также яхтенных капитанов и судоводителей маломерных судов.

Пожалуй, нет сегодня в мире ни одного моряка, которому были бы не знакомы Международные правила предупреждения столкновений судов в море. Это один из немногих универсальных международно-правовых актов, участниками которого являются практически все государства мира. Это, если угодно, библия любого современного судоводителя, независимо от того, управляет он супертанкером или небольшой прогулочной яхтой.

Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений в море, принятая в Лондоне 20 октября 1972 г. занимает центральное место в международно-правовой регламентации безопасности мореплавания. В соответствии с ее положениями государства-участники обязались ввести в действие правила и приложения к ней, в целом образующие Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (International Regulations for Preventing Collisions at Sea, 1972). В советской, а затем и российской литературе широкое распространение получила соответствующая аббревиатура - МППСС-72. В англоязычной литературе Правила известны под сокращенным названием COLREGS-72, иногда - COLREG-72 (от краткого английского наименования Конвенции - Collisions Regulations).

Столкновения судов всегда были, есть и, видимо, долго еще будут наиболее часто встречающимися на море происшествиями, влекущими значительные материальные убытки и вызывающими сложные судебные и арбитражные процессы, а также юридическую ответственность виновных в нем лиц.

Прошло уже почти полвека со дня принятия этих поистине универсальных международных правил. Сегодня, МППСС-72 — это одна из наиболее развитых международных конвенций, впитавшая многовековой опыт мореплавания и являющаяся характерным образцом претворения многочисленных международно-правовых обычаев в четкие договорные нормы международного права. МППСС-72 имеют колоссальное практическое значение для моряков. Это, пожалуй, единственная международная конвенция, которой является настольной книгой любого судоводителя независимо от национальности и размеров морского судна.