4 апреля 2025 года в рамках второго дня первого Международного конгресса «Транспорт и право», в атмосфере творческой дискуссии ученых и практиков прошел II Всероссийский юридический форум «Такси. Курс на право», инициированный и организованный кафедрой теории права, гражданского права и гражданского процесса Юридического института. Участники мероприятия обсудили актуальные вопросы развития таксомоторной отрасли:
- второй год в новой правовой реальности: промежуточные итоги реализации положений 580-ФЗ;
- Федеральная государственная информационная система легковых такси и региональные реестры: текущее состояние, правовые механизмы взаимодействия;
- экспериментальное правовое регулирование в сфере автомобильного транспорта;
- специальные инструменты и подходы правового регулирования такси;
- особенности организации деятельности по реализации требований 580-ФЗ в городе Москве;
- опыт регионов: формирование нормативной базы о легковых такси, организация деятельности уполномоченных органов (государственных учреждений, подведомственных уполномоченным органам) во исполнение положений 580-ФЗ;
- адаптация предпринимательского сегмента такси к новым условиям и многое другое.
Открыл форум директор Юридического института, кандидат юридических наук Евгений Александрович Нестеров, предложив участникам мероприятия обсудить проблематику правового регулирования деятельности такси через призму Транспортной стратегии Российской Федерации, наметив соответствующие перспективы.
В качестве модератора Форума выступил исполняющий обязанности заведующего кафедрой теории права, гражданского права и гражданского процесса Юридического института, доктор юридических наук, доцент Артем Григорьевич Репьев, который подчеркнул, что дальнейшее развитие транспортного комплекса в целях обеспечения транспортных потребностей жителей городских агломераций свидетельствует о необходимости научно-обоснованной разработки нормативной правовой базы в области впервые возникающих категорий правоотношений, касающихся таксомоторной отрасли.
Поддержал начатую дискуссию эксперт Научно-исследовательского центра цифрового транспортного законодательства Юридического института Станислав Евгеньевич Швагерус, выступив с докладом на тему: Проблемы формирования и анализ действующей системы законодательства в сфере легкового такси применительно к достижению целей национального развития Российской Федерации.
О состоянии таксомоторных перевозок в г. Москве, проблемах установления административной ответственности участников данных правоотношений, выступил начальник управления таксомоторных перевозок Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Сергей Сергеевич Алексюк.
Живой отклик участников мероприятия вызвало выступление юриста АНО «Общественный совет по развитию такси» Марата Ринатовича Аджимамбетова о локализации автомобилей такси через призму международного опыта и с учетом рисков регулирования.
Проблематика правовых подходов к законодательному регулированию деятельности частных водителей в такси была озвучена руководителем юридического департамента Сервиса заказа такси «Maxim» Антоном Игоревичем Смеркисом.
Оживленный интерес участников Форума вызвало выступление Игоря Сергеевича Жмакина, руководителя Объединения самозанятых России, посвященное различным подходам к интерпретации понятия «использование автомобиля в качестве легкового такси» в правоприменительной практике.
Не менее интересными, как с теоретической, так и практической точек зрения, ориентированными на решение проблем в области правового регулирования такси были и другие выступления участников Форума.
Ученые и практики поддержали инициативу формирования на базе Научно-исследовательского центра цифрового транспортного законодательства профессионального сообщества транспортных юристов. Целями создания такого сообщества – является привлечение профессиональных юристов лидеров рынка, транспортных компаний, уполномоченных органов исполнительной власти и общественных объединений к актуализации научных изысканий и исследований профессорско-преподавательского состава Юридического института РУТ (МИИТ), а также к созданию механизма коллективной работы над проектами нормативных правовых актов.
В рамках работы Форума отмечена необходимость осуществления системной работы как по правовому просвещению участников рынка такси, так и по разработке и реализации образовательных программ юридической направленности, адресованных всем субъектам отношений в сфере легкового такси и смежных видов транспорта.