На пленарном заседании Международного научно-практического форума «Транспорт будущего: вызовы для права» (посвященного 90-летию ВОИР), состоявшегося в Ульяновске 16 сентября 2022 года с докладом на тему «Проблемные вопросы правового обеспечения использования высокоавтоматизированных транспортных средств» выступил заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (МИИТ)» Землин Александр Игоревич, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.
В организации Форума приняли участие ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» (УлГУ); ФГБУН Институт государства и права Российской академии наук (ИГП РАН); ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ПГНИУ); Издательская группа ЮРИСТ; Общественная организация «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов»; Ульяновское региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» и др. образовательные, научные и общественные организации.
Модератором форума выступил заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной думы Российской Федерации, Председатель Центрального совета ВОИР, доктор политических наук Кононов Владимир Михайлович.
В докладе профессора А. И. Землина отражены результаты, полученные возглавляемым им исследовательским коллективом, включающим преподавателей кафедры «Транспортное право» М.А. Матвеевой, Е.А. Гоц и аспирантом А.А. Торшиным, в рамках научного проекта № 22-28-20334 «Правовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе», выполняемым при финансовой поддержке Российского научного фонда.
В частности, отмечено, что целью ведущегося авторами комплексного исследования стало выявление и визуализация ключевых групп проблем правового обеспечения использования автомобилей с автоматизированной системой вождения, формулирование предложений по их решению в рамках последующего системно-правового исследования.
В результате решения научной задачи, решенной с использованием методики компаративно-правового анализа, отмечается, что недостатки правового регулирования должны быть признаны существенным сдерживающим фактором, препятствующим развитию инновационного транспорта как в странах зарубежья, так и в России. При этом очевидно существенное внимание к нормотворчеству в указанной сфере.
Решению второй научной задачи осуществлено с использованием методики формально-догматического анализа. В результате по итогам критического осмысления содержащихся в нормативных правовых актах и их проектах определений терминов и понятий, необходимых для организации использования высокоавтоматизированных автомобилей, обосновано, что нормотворчество в этой сфере не в полной мере основано на достижениях правовой науки предложены авторские дефиниции, легализация которых позволит осуществить научно обоснованную классификацию высокоавтоматизированных транспортных средств, закрепить правовой статус участников правоотношений.
Авторитетное присутствие преподавателей Юридического института на научных мероприятиях такого рода способствует продвижению результатов работы научной школы «Транспортное право», реализации миссии РУТ как базового отраслевого транспортного вуза.